Чтобы быть сведущим и культурным юным ихтиологом, надо знать особенности в строении рыб и жизнь их в воде. Познакомься, например, с внешним видом верховки, плотвички, красноперки. Запомни, как называются части тела на рыбках в аквариуме или на рыбах твоего улова на рыбалке.
Ты обратишь внимание, что у различных видов рыб части тела отличаются окраской всей своей поверхности и отдельных ее частей. Сравни окраску плотвички, верховки, пескаря, окунька и других рыбок, ты заметишь у всех более темно окрашенную спинку и серебристо-светлое брюшко. А теперь присядь около аквариума и посмотри снизу на поверхность воды и ты увидишь зеркальный блеск этой поверхности. Объясни, в связи с чем большинство рыбок имеет светло-серебристое брюшко и темную спинку.
Пользуясь контурами рыбок (см. рисунок 19), изобрази особенности внешнего строения и окраски рыбок твоего аквариума. Обрати внимание, что у гуппи и меченосцев в сравнении с самками самцы имеют различную форму и окраску тела, а также плавников.
У наших отечественных рыб самцы и самки похожи друг на друга, но весной самцы некоторых рыб отличаются от самок. Сравни весной несколько гольянчиков и отличи самцов от самок. Определи самцов у верховок, красноперок, у плотвиц. А нельзя ли отличить сам* ку от самца по их поведению в воде? Если ты заметишь различия в поведении самцов и самок, то обязательно опиши их; сделай рисунки, а если возможно, сфотографируй интересные позы рыбок. Указанное изучение внешнего строения рыбок — это начало твоих исследований.
Наблюдения за жизнью рыб и проведение опытов с ними очень интересное занятие, оно обогатит тебя знанием природы рыбного царства. Выбери посильную для себя работу и постарайся проделать ее. Если на пути изучения рыбок встретятся трудности, не огорчайся, попробуй их преодолеть, обратись за помощью к старшим, к учителю биологии.
Ниже мы хотим предложить тебе темы наблюдений и опытов.
1. Как развиваются народившиеся мальки живородящих рыбок при различных условиях кормления.
Возьми две литровые банки, создай в них условия для жизни рыбок и пусти в каждую по нескольку мальков, например по 2 самочки и по 3 самца. Корми мальков в первой банке живым кормом (дафниями, циклопами), а в другой — мертвым кормом (сухой дафнией, сухим тертым мотылем, тертым гомарусом и т. п.). В течение нескольких недель сравнивай рост, развитие и окраску мальков. Объясни, в связи с чем в разных банках различно выглядят рыбки, в чем это различие, опиши, через сколько дней появились эти различия. В какой банке самочки скорее стали давать приплод. В какой банке рыбки живее, подвижнее? Сделай вывод, каким кормом лучше кормить молодь рыбок.
2. Чтобы лучше понять жизнь своих водных питомцев, пронаблюдай за постепенным развитием мальков живородящих рыбок
Для этого народившуюся молодь содержи в хороших условиях, правильно корми. Результатом твоих наблюдений явятся записи в дневнике наблюдений. Началом каждой записи должна быть дата: месяц, число, а также время наблюдений. Запиши, когда народились мальки, сколько их, можно, ли определить их пол. По мере развития молоди, отмечай, как постепенно изменились поведение и внешний вид рыбок. Опиши окраску и форму грудных, спинных, хвостовых плавников. Особо отмечай примерную длину рыбок от конца головы до конца хвостового плавника. Постарайся установить, когда самки принесут свое новое потомство.
3. Не сложно убедиться в действии различных температур воды на рост и развитие рыбок.
Для этого опыта в двух небольших аквариумах создай хорошие условия для рыбок. Посади по одинаковому количеству гуппи или меченосцев в каждый аквариум. Корми рыбок одинаково в обоих аквариумах. Один аквариум содержи при комнатной температуре 16—18°, а в другом с помощью подогревателя установи постоянную температуру воды 24—26°, Веди записи в дневнике о жизни рыбок в одном и другом аквариумах. Выясни, как повлияло различие температур на развитие рыбок. В каком аквариуме самочки быстрее принесли приплод? Сделай вывод, при какой температуре лучше содержать рыбок?
4. Обязательно опиши в дневнике свои первые опыты по размножению холодноводных рыбок.
Прежде всего понаблюдай разницу в поведении и внешнем виде между самцами и самками, опиши движения рыбок, их позы, поведение во время нереста. Зарисуй эти позы и пути движения.
Со дня кладки самочкой икринок будет второй период наблюдений. Постарайся заметить все детали развития икры. Начни с заметок в дневнике о том, когда, как и где расположилась икра. Опиши внешний вид икринок и постепенное их изменение — развитие. Установи процент погибших икринок. Через сколько дней появились личинки, их первоначальный внешний вид и поведение. Срок питания Личинки желтком икринки, Заметь переход к свободному питанию. Постепенно описывай изменения внешнего вида малька и его поведение. И, наконец, установи срок превращения молоди во взрослую рыбку. Развитие рыбки от яйца до взрослого состояния лучше описать по периодам: 1 — развитие яйца; 2 — развитие личинки; 3 — развитие молодой рыбки до взрослого состояния, способного размножаться.
5. Как ведут себя рыбки различных видов в одном аквариуме?
Посади в аквариум несколько видов рыбок (только вместе с мирными рынками не сажай хищников, в этом случае результат тебе заранее известен). Опиши их взаимоотношения. Живут ли мирно или дерутся ? Какие из рыбок проворнее? Какие быстрее находят корм? Как относятся к молоди — своей и чужой? Заметь другие особенности взаимоотношений рыбок различных видов.
6. У рыбок можно выработать привычки (условные рефлексы), связанные с их питанием.
Если ты кормишь своих водных питомцев в одно и то же время и бросаешь корм в одно место, то, вероятно, заметил, что рыбки собираются к месту кормления как только твоя рука появится у аквариума. У рыбок образовалась привычка подплывать в определенное место за кормом при виде твоей руки, а также привычка кормиться в определенное время.
Попробуй в момент кормления рыбок постукивать по стеклу аквариума длинной палочкой (чтобы не было видно руки, где бросал корм); по стуку «магической» палочки рыбки будут подплывать и даже без корма. Вместо стука палочкой можно звук производить звоночком, подвешенным к аквариуму. Когда будешь кормить рыбок при выработке привычек, сделай так, чтобы рыбки не замечали твоей руки, бросай корм через трубочку, металлический или картонных желебок, или сразу бросай ложечкой из-за картонной загородки, поставленной сбоку аквариума.
Условный рефлекс или привычку у рыбок подплывать к определенному месту можно выработать и на включение у аквариума электролампочки красного, синего, зеленого или другого цвета.
Привычку подплывать по сигналу в определенное место можно сохранить у рыбок только при условии подкармливания их. Если в течение, например, недели будешь включать только сигнал (стук, звонок, свет и т. п.) и не будешь бросать в это время корм, первое время рыбки будут подплывать, а потом эта привычка исчезнет, затормозится.
7. Очень интересно «приручение» рыбок
Предлагай рыбкам каждый раз корм, укрепленный на конце тоненькой лучинки или пинцета, и ты заметишь, как постепенно рыбки будут свободно брать мотылька, энхитреуса или кусочек дождевого червя. Первое время рыбки пугаются палочки или пинцета, но потом привыкают к этим посторонним предметам. Крупные сазанчики, зеркальные карпы, золотые рыбки берут дождевых червей даже из рук, высунув рот из воды. Отметь в дневнике, через сколько кормлений «приручаются» рыбки различных видов, какие из них более смелые и быстрее становятся ручными.
8. Как заставить двух рыбок жить в своей половине аквариума?
Для этого разгороди аквариум по середине тонким стеклом, оставив в каждой половине по одной рыбке. Корми рыбок одинаково. Через неделю попробуй вынуть стеклянную перегородку, и ты заметишь, что каждая рыбка подплывает к месту бывшей перегородки и возвращается обратно. Каждая рыбка живет на своей половине водоема. Если периодически не разгораживать аквариум, рыбки теряют способность жить «раздельно».
9. У всех ли рыбок одинаковый вкус?
Предлагай своим подопытным питомцам различный корм и составь описание, какой корм лучше поедается тем или иным видом рыбок.
10. Чем можно кормить рыбок?
Предлагай рыбкам самые различные корма, взятые из водоемов, личинки, черви, моллюски, головастики, взрослые насекомые, свежие и сушеные части растений и т. п. Также взятые из пищевых продуктов человека: печенье, хлеб белый, измельченные крупы, крутые каши, мясо, куриное яичко, свежая рыба, свежие и сушеные овощи и др. Если рыбки отказываются от некоторых кормов, не оставляй их долго в аквариуме и удали, чтобы не портить воду. В дневнике записывай, как относятся рыбки к предлагаемому корму. Составь список кормов, которыми можно кормить рыб.
11. Нельзя ли улучшить поедаемость корма рыбками с помощью поджаривания и приправ?
Попробуй слегка смачивать корм поджаренным подсолнечным, конопляным, льняным и другими маслами. Сухие дафнии можно предложить, спрыснутыми свежим витаминизированным рыбьим жиром. Любят рыбки слабый запах анисового масла. Некоторые корма можно предлагать в поджаренном виде с использованием различных* масел. В результате испытания разных кормов можно составить на день и «меню» — кормовой рацион для различных видов рыбок. Кулинария для рыбок — увлекательное занятие. Опиши в дневнике, как относятся различные виды рыбок к твоему кулинарному искусству.
Часто в специальных магазинах можно приобрести сухой мотыль, определи, в каком виде этот корм рыбы лучше поедают: в сухом, размоченном, ошпаренном кипятком и т. д. Помни, что не съеденные остатки сухого мотыля быстро портят воду. Не забывай о своевременной заготовке кормов.
12. Не изменяют ли рыбы свою окраску?
В два аквариума положи грунт различного цвета. В одном темный, из мелких камешков — гальки, а в другом светлый из белого песка. Количество и расположение растений должно быть примерно одинаковое в обоих аквариумах. Помести в каждый аквариум по 2—3 пескарика. Через 3—4 дня в одном аквариуме пескарики посветлеют, а в другом — окраска их останется без изменений и даже станет темнее, гуще. Еще лучше этот опыт провести с бычками-подкаменщиками, которые изменяют свою окраску в течение 20—30 минут, превращаясь из светло-серых в угольно-черных. Этот же опыт можно провести и с гольцом. Зарисуй красками рыбок на фоне грунта с измененной окраской. По часам определи, через сколько минут бычок меняет окраску. Сделай записи о своих наблюдениях. Одинаково ли окрашены рыбы одного вида, живущие в естественных водоемах: в светлых речках, озерах, прудах?
13. Заботятся ли некоторые рыбы о своем потомстве?
Да! В этой ты можешь убедиться, наблюдая жизнь колюшек. Просторный аквариум засади различными растениями, в их числе и такими, из которых самец будет строить гнездо — нитчатые водоросли или водяной мох — фонтиналис для малой — девятииглой колюшки, а для большой — трехдольную ряску, весеннюю звездочку. В аквариуме содержи одного самца и 2—3 самочек, начавших расцвечиваться. Пронаблюдай отношение самца к самке до кладки икры и после. Как самец охраняет гнездо? Когда самец покинет гнездо, то отсади его. Вырасти народившихся колюшек. Зарисуй различные позы и направления движения самца и самочек.
14. Если у тебя в аквариуме будет вьюн или голец, то обязательно пронаблюдай, как эти рыбы в зависимости от атмосферного давления становятся то очень подвижными, то спокойными. Попробуй предсказать изменение атмосферного давления по поведению вьюна или гольца. Обрати внимание на то, что эти рыбы заглатывают в кишечник воздух и дышат с его помощью. Использованный воздух выделяется через заднепроходное отверстие.
15. После того как ты научишься хорошо ухаживать за аквариумом и добьешься размножения рыбок, начни проводить опыты по скрещиванию самочек гуппи, меченосцев, золотых рыбок и других с самцами, имеющими особые отличительные признаки. Ты убедишься, что среди молодых, народившихся рыбок появятся отдельные самцы и самочки с новыми признаками в строении плавников, в расцветке. Эта работа сложная, требует большой внимательности и, конечно, настойчивости и терпения.